премьеры 

в Индии

VHS и DVD 

в России

статьи ассорти галерея гостевая  что нового?

<режиссеры, продюсеры...> / <О режиссере Сатьяджите Рее>

Сатьяджит Рей (Satyajit Ray)- первый всемирно известный индийский кинопроизводитель: продюсер, режиссер, художник, оператор, писатель, общественный деятель. К сожалению, он умер несколько лет назад, но его слава живет по-прежнему.

Сатьяджит писал в своей книге, что кино его очаровало, когда он был студентом колледжа. Рей - самоучка, большая часть его гения - результат многочисленных просмотров фильмов классических режиссеров: Джона Форда, Феллини, Сика, Орсона Уэлсса и др.
После премьеры дебютного фильма Рея Pather Panchali (Песнь дороги) его провозгласили создателем неореалистичного направления в индийском кино. Мало кто помнит, что при создании этого фильма Рей пережил финансовый крах, он даже был вынужден заложить фамильные драгоценности жены, чтобы профинансировать съемки. Вряд ли кто-нибудь мог предположить, что с этого фильма началась одна из самых блестящих режиссерских карьер не просто в Индии, но и во всем мире. Член академии "Оскар", а также, по признанию Британского киноинститута - один из трех самых великих режиссеров мира - вот одни из многих его достижений.

Он родился в известной семье в Калькутте в 1921 году. Его дед, Упендра Кишор Сен-Чоудхари, был издателем, музыкантом и автором детских книг в Бенгалии. Отец - Сукумар Сен, был популярным сатириком и первым индийским автором "простых стихов" (это направление литературы известно по стихам Эдварда Леара). Много лет спустя Сатьяджит сделает документальный фильм о жизни его отца. Другой его фильм - Goopy Gyne Bagha Byne - основан на истории, которую придумал его дед в 1914 году. Даже другие фильмы Рея, навроде The Kingdom of Diamonds (Королевство алмазов, по-моему, он был в российском прокате лет десять назад?) показали тягу мастера к детским стихам.
Его дебютный фильм Pather Panchali снят по роману Bibhutibhusan Banerji [Bandopadhyay] и рассказывает о борьбе семьи с голодом и нищетой и о жизни мальчика Апу. Делая этот фильм, Рей даже не думал о том, чтобы снимать продолжение, но в 1957 году он снял вторую часть фильма под названием Aparajito, в 1960 году - Apur Sansar. Фильмы получили известность во всем мире как "трилогия об Апу". Рей позже писал: "Я выбрал Pather Panchali за достоинства романа, которые сделали его популярной книгой: гуманизм, лирику, правдивость... Сценарий должен был сохранить часть хаотичного духа романа, потому что это само по себе скрывало ключ к пониманию правды; и перенести уклад жизни в бедной бенгальской деревне". Во второй и третьей частях трилогии прослеживается жизнь молодого человека Апу в Калькутте, история его раннего брака на деревенской девочке, конфликт с отцом, их примирение.

Одновременно с этими фильмами было выпущено еще два творения: Devi (Богиня) и Jalsaghar (Музыкальная комната), рассказывающие о жизни аристократов из Бенгалии. В Devi пожилому человеку кажется, что его молодая невестка - богиня и на нее нужно молиться, когда ее муж возвращается домой из поездки, он находит свою жену мертвой и украшенной, как божество. Jalsaghar рассказывает о музыканте, страсть к музыке которого разрушила его жизнь и лишила богатства.
Более поздние фильмы Рея затрагивали более современные темы, наподобие уклада городской жизни (Nayak в 1966, Pratidwandi в 1970, Seemabaddha в 1971, Jana Aranya в 1975). С его фильмом Shatranj Ke Khiladi (Шахматисты, 1977), основанным на мини-рассказе известного индийского писателя Премчанда, Рей вступил на непроторенную дорожку. С риском для себя, он в необычной манере затронул проблему столкновения английского и индийского образа жизни, на фоне пейзажей Индии девятнадцатого столетия. В фильме были блестяще скомбинированны цвет, мультипликация и закадровые голоса, это была также попытка Рея создать небенгальский игровой фильм. Его вторым хинди-фильмом стал Sadgati, снятый для ТВ. Но, вопреки мнению многих, с Shatranj Ke Khiladi Рей меньше всего хотел завлечь массового зрителя в кинотеатры. Можно было ожидать, что он переключится на коммерческие ленты, приносящие более легкий доход и верное признание талантов. Но подлинному мастеру это было не очень интересно, поэтому он снова обратился к серьезному кино, хотя в Ghare Bhaire (Дом и мир), поставленном по одноименному роману Рабиндраната Тагора, Рей снова обратился к теме британского колониального правления.

Фильмы Рея можно охарактеризовать как низкобюджетные, с натурными съемками, подлинными событиями, на которых основан фильм, детализированное историческое исследование и превосходные команды "звезд", которые поднялись на самую вершину под умелым руководством 
Апу - самый знаменитый герой фильмов Рея

Мастера. Самые именитые артисты бенгальского кино работали для него и Соумитра Чаттерджи, снявшийся в почти половине фильмов Рея, недавно смог лицезреть длинный документальный фильм о себе.
Немногие фильмы Рея стали удачными в плане кассовых сборов, большая их часть не показывалась нигде, кроме Бенгалии. Гораздо чаще фильмы Рея можно было увидеть на международных фестивалях, в киноклубах, и в Бангладеш.
Goopy Gyne Bagha Byne, детский фильм, стал первым коммерческим успехом режиссера и культовым в Бенгалии. Рей никогда не проявлял большого интереса к коммерческим индийским фильмам, он до конца жизни остался верен Бенгалии. В 1947 году, совместно с Чидананда Дас Гупта он основал в Калькутте кинообщество. Хотя на Западе он известен только как кинопроизводитель, его репутация и деятельность известны в родной Бенгалии во многих других сферах. Рей был мастером мини-рассказов, он выпустил более чем 13 книг; также он была редактором и издателем популярного детского журнала Sandesh. Именно он придумал персонаж по имени Фелуда, ставший героем нескольких детективных рассказов, а позже два из этих рассказов были экранизированы.

Рей в начале своей карьеры работал в рекламном бизнесе, был главным художником, разработал сотни проектов супер обложек; он также был иллюстратором многих собственных книг. Фактически он "задавал тон" в жанре индийской научной фантастики и, по слухам, самые популярные фильмы Стивена Спилберга (хотя сам Спилберг отрицает это) были сняты на основе сценарных разработок, присланных ему Сатьяджитом Реем много лет назад. Рей также написал множество дотошных рецензий на фильмы, ряд которых вошли в своеобразную энциклопедию Our Films, Their Films (Наши фильмы, их фильмы). Он неофициально также является летописцем хроники Бенгалии, начиная с конца 19-го века.

Еще одним замечательным качество Мастера является то, что он проделывал большую часть работы, необходимую для создания фильма: почти всегда он сам писал сценарии, всегда контролировал каждую деталь съемочного процесса, несмотря на то, что с ним всегда работала экстраординарная команда. Он написал музыку для некоторых своих фильмов (хотя для трилогии об Апу музыку написал Рави Шанкар, а для Jalsaghar - непревзойденный Вилаят Кхан). Неудивительно, что Бенгалия воспринимала его как "Человек Ренессанса", и его провозгласили преемником Рабиндраната Тагора.

Обласканный критиками, получивший почти все мыслимые награды в Венеции, Каннах, Берлине, Локарно, его называли "большая надежда индийского кино". Его фильмы становятся предметом изучения в киношколах, популярнейшие индийские режиссеры наподобие Кумара Шахани, Мани Каула, Адура Гопалкришнана и Шьяма Бенегала учились у него. Но не думайте, что Рея миновала участь стать объектом нападок недоброжелателей. В Бенгалии, особенно в Калькутте, где интеллектуалов воспринимали исключительно как нищих марксистов, он был "белой вороной", поскольку был родом из буржуазной семьи и представлял буржуазную культуру. Он - ГЕНИЙ, только ему было под силу самостоятельно приспособить симфонии Моцарта для индийского фильма. Ему приписывали презрение к массовой культуре, поэтому марксисты Калькутты недоверчиво относились к нему. Их героем был и остался Ритвик Гхатак, снявший несколько фильмов на тему классовой вражды, его считали политически более податливым, чем Рея или Мринала Сена. 60-70-е г.г. были периодом политической нестабильности и Рея обвинили в реакционных мыслях, потому что вместе со своим другом Чидананда Дас Гупта сатирически писал "не надо беспокоиться из-за горящих поездов Калькутты, бедняцких бунтов, беженцев, безработицы, инфляции и голода". В то время замалчивались проблемы штата, и не будь фильмов Рея, никто не знал бы, что в Бенгалии имели место вооруженные повстанческие движения. Рей затронул сложную тему бенгальского голода 1943 года в Mahanagar, хотя его Pratidwandi можно описать как безразличие к проблемам и даже некая пародия на городскую жизнь в современной Индии.

Можно сказать, что его фильмы можно подвергнуть критике из-за некоей ограниченности Рея: он снимал в рамках современной бенгальской жизни. В его работах прослеживается тенденция, очевидная в его более ранних фильмах, наподобие Devi (1960). В Ganashatru (Враг людей, создан по одноименной пьесе Ибсена), снятом тридцатью годами позже, он противопоставлял традиции - современность, рациональности - суеверия, науке - веру, но делал это умышленно упрощенным способом. Зрителям было ясно, без всяких "но", что Рей был за науку и современную жизнь, следовательно, он был неспособен показать полностью такое противостояние. Несомненно, он был великим гуманистом, благородным человеком.

Самые известные фильмы:
Pather Panchali ("Song of the Road", 1955)
Aparijito ("The Unvanquished", 1956)
Paras Pathar ("The Philosopher’s Stone", 1957)
Jalsaghar ("The Music Room", 1958)
Apur Sansar ("The World of Apu", 1960)
Devi ("The Goddess", 1960)
Rabindranath Tagore (documentary, 1961)
Teen Kanya ("Three Daughters", 1961)
Kanchenjunga (1962)
Abhijan
Mahanagar ("The Big City", 1963)
Charulata (1964)
Kapurush-0-Mahapurush ("The Coward and the Holy Man", 1965)
Nayak ("The Hero", 1966)
Chiriakhana (1967)
Goopy Gyne Bagha Byne (1968)
Aranyer Din Ratri ("Days and Nights in the Forest", 1969)
Pratidwandi ("The Adversary", 1970)
Sonar Kela (1975)
Shatranj Ke Khiladi ("The Chess Players", 1977)
Shakha Proshakha (1990)
Agantuk ("The Stranger", 1991)

автор статьи: автор перевода: источник: год:

 ?

juliakatran

Использована литература:
Dasgupta, Chidananda. The Cinema of Satyajit Ray. New Delhi: Vikas, 1980.
Hannan, David. "Patriarchal Discourse in some early films of Satyajit Ray." Deep Focus 3, no. 1 (1990):30-57.
Lal, Vinay. "Masculinity and Femininity in The Chess Players: Sexual Moves, Colonial Manoeuvres, and an Indian Game", in Manushi: A Journal of Women and Society, nos. 92-93 (Jan.-April 1996):41-50.
Nandy, Ashis. "Satyajit Ray’s Secret Guide to Exquisite Murders: Creativity, Social Criticism, and the Partitioning of the Self", in his The Savage Frued and Other Essays on Possible and Retrievable Selves (Delhi: Oxford University Press, 1995), pp. 237-266.
Ray, Satyajit. The Apu Trilogy: Pather Panchali, Aparajito, Apur Sansar. [Film scripts] Calcutta: Seagull Books, 1985.
Seton, Marie. Portrait of a Director: Satyajit Ray. Bloomington: Indiana University Press, 1971.
Wood, Robin. The Apu Trilogy. New York: Praeger, 1971.

2004 год

на главную

Используются технологии uCoz